Его Высокопреосвященству сослужили почетный настоятель храма протоиерей Василий Стрелков; руководитель отдела тюремного душепопечения Саратовской епархии, помощник начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области по работе с верующими, председатель объединенной комиссии Саратовской митрополии по тюремному служению, благочинный тюремных храмов Саратовской митрополии, настоятель храма протоиерей Вадим Коняев; клирик Покровского собора г. Саратова, директор Архиерейского мужского хора, председатель церковно-общественного совета Саратовской епархии по развитию церковного пения и хоровых коллективов, директор Сводного праздничного митрополичьего хора иерей Иоанн Козлов; помощник главы Саратовской митрополии, руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, личный секретарь епархиального архиерея, благочинный крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), иеромонах Антоний (Галеминов); ключарь храма, заместитель руководителя отдела тюремного душепопечения Саратовской епархии иерей Илия Гаврышкив; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина.
По окончании Литургии была совершена панихида по всем усопшим православным христианам. Было совершено поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
«Нет такой семьи, где бы не провожали близкого человека в путь всея земли. Нет человека, который бы не окончил свой земной путь,— сказал владыка, обращаясь к собравшимся.— Мы знаем, что это очень горько — расставаться, но мы также знаем, что предстоит еще встреча. Каждый из нас уйдет из этого мира, и за порогом смерти нам предстоит встреча с ближними и с Христом Воскресшим, Который пришел на землю ради нашего спасения, дабы всякий мог приобщиться Его вечной жизни в неизреченной любви. И оттого на сердце бывает отрадно — мы разбавляем нашу горесть разлуки, скорби, тоски надеждой на всеобщее воскресение и на встречу. Для человека верующего смерть — это временная разлука с близкими, а для человека неверующего это пропасть, это погибель, это конец всего. Человек, который не верит в Бога, проживает кошмарные дни в старости. Я помню из детства: сидят бабушки у подъезда, и видно, какие из них ходят в храм, а какие нет. У пожилых людей, которые причащаются, молятся, на душе, во взгляде печать покоя, мира, они не боятся смерти. А у неверующих, далеких от Церкви — в глазах тревога, ужас от того, что наступит последний день.
Смерть о себе напоминает не только когда мы сталкиваемся с уходом близких людей, соседей, но и болезнями, когда организм человеческий отказывается работать: душа молодая, а тело — всё, уже не может функционировать. Ты понимаешь, что любой день, любая минута может быть последней. И вот Христос пришел на землю, стал одним из нас для того, чтобы мы совоскресли с Ним в вечной жизни. Тогда нам будет возвращено тело, которое здесь, на земле, болело, старилось,— возвращено в ином качестве. Все возродятся в своих телах. Только другой вопрос, что будет в нашей душе. Если мы не искали Бога, если в нашей душе для Него места не находилось или это место было где-то на периферии, а мы только услаждали свои похоти, предавались развлечениям, то что с этим телом возрожденным нам делать-то? Господь на всех изливает любовь и всех призывает войти в Царство любви. Но если человек не имеет навыка жизни в любви, жизни с Богом, если он в течение жизни этого навыка не приобрел, что же он будет делать в вечности?
Есть такая притча — об овцах и козлищах. Спаситель говорит людям, которые имели живое сердце, сострадали: “Я был голоден, и вы Меня накормили. Я был наг, и вы Меня одели. Я был в темнице, и вы Меня посетили”. Его спрашивают: “Когда же мы Тебя видели?”. И Он отвечает: “Что сделали одному из малых сих, то сделали мне”. А тем, которые были по левую сторону, Он сказал: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Потому что Я был наг, и вы Меня не одели. Потому что Я был голоден, и вы Меня не накормили. Я жаждал, и вы Меня не напоили. Когда вы не делали этого для кого-то из ближних, вы отвергали Меня”. Мы понимаем, что Господь так не может сказать — Он безмерно, неизреченно любит все Свое творение, но это иносказание дается, чтобы нам было понятно: человек может прийти в такое состояние, когда общение с Богом будет для него просто невозможным.
Представим себе людей, которые каждый день пьют, курят. Представьте, что мы приведем их в храм. Как они себя будут чувствовать? Чего-то поют там, ноют, стоят на ногах. То ли дело — выпил, покурил и так далее. Вот мы этим своим поведением, своей подготовкой души делаем либо возможным для себя вхождение в Царство любви, либо невозможным. Можно кого угодно винить — обстоятельства, соседей, родителей, все равно каждый из нас наделен свободной волей, и мы свободно выбираем либо добро, либо зло — либо жизнь, либо смерть. Третьего не дано. Мы можем как угодно себя оправдывать, обстоятельства искать, но... Человек имеет свободную волю, это и есть образ Божий, и Господь не насилует его свободу.
Давайте задумаемся о том, с чем мы придем на встречу с нашим любящим Отцом, когда придет наш последний час. Христос с Креста простирает руки и зовет нас в Свои объятия. А мы все время проходим мимо — нам некогда, у нас свои дела. “Не до Твоих страданий нам сейчас. Вот когда старше будем, тогда и начнем ходить в храм, думать о смерти, молиться. А сейчас надо сериал посмотреть, соседке позвонить”. И мы каждый день откладываем, откладываем дело своего спасения. В глубине души понимаем, что надо обратиться к этому, но приходит мысль: “Попозже, потом”. А “потом” не наступает, и приходит последний час.
Люди, которые перешли за черту смерти, они уже не могут ничего сделать. Они могут только надеяться на нашу молитву, пока не было Последнего Суда. И если мы готовы проявить деятельную любовь по отношению к нашим ближним, мы можем просить Господа, чтобы Он их помиловал. Ради нашей любви и памяти мы должны делать дела милосердия и менять свою жизнь к лучшему. И Господь тогда увидит это усердие как живое свидетельство любви. До всеобщего воскресения что-то изменить еще возможно, Господь дает нам такую надежду.
От всей души поздравляю вас с днем, когда мы молимся за всех наших усопших, в том числе за воинов, которые потрудились для Победы. Десятки миллионов людей погибли в Великой Отечественной войне, но у Бога все живы, у Него нет мертвых. А мы должны молиться за них и за наших потомков. Чтобы следующие поколения жили в христианской среде, мы должны это христианство воплощать в нашей жизни. Еще раз поздравляю с Пасхой Господней и желаю всем, кто сегодня причастился, чтобы принятие Святых Христовых Таин послужило во здравие тела и во спасение души. Будем молиться и менять свою жизнь в христианской вере и в надежде на воскресение».