Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушин; настоятель храма иерей Сергий Лобанов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Константина Кишова.

За Литургией митрополит Игнатий совершил хиротесию во иподиакона чтеца Григория Родихина. 

«Сегодня мы слышали притчу о блудном сыне,— сказал митрополит Игнатий в своей проповеди. — Мы слышим это повествование и осуждаем по-своему этого молодого человека, который взял то, что ему наследовалось после смерти отца, ушел и прогулял. Ну как так можно было всё промотать? Потом человек понял, что он погибает, вспомнил об отце. Пока было все хорошо, он о нем не помнил, а теперь решил вернуться, попросить прощения и того, чтобы отец принял его в число слуг, или наемных работников, как говорится в притче. А отец, видимо, каждый день выходил и ждал, когда вернется сын — тот, который считался умершим духовно. Друг для друга они как бы умерли, но отцовское сердце болело и любило, и продолжало любить, и он ожидал.

И вот в один прекрасный день отец увидел вдалеке силуэт своего сына. Он не стал дожидаться, когда тот подойдет, он сам пошел ему навстречу, побежал. Когда сын обнял его, когда сын сказал, что он не достоин называться сыном, что он согрешил перед Небом и перед отцом, отец сразу же ему возвратил сыновнее достоинство — перстни, обувь. И возвестил великую радость, что сын вернулся, в доме наступило веселье. Тем временем старший сын, который был верным, который никуда не уходил, не просил своего наследства, работал у отца, вернулся с поля. Услышал, что дома происходят какие-то торжества, радуются все, и не захотел зайти, решил позвать кого-то из слуг и узнать, что произошло. Слуга сказал, мол, твой брат вернулся, живым-здоровым, отец его принял в дом, по сему поводу торжества. И этот старший брат на отца обозлился, обиделся, не захотел войти. Отец тогда вышел, начал его уговаривать, а он говорит: “Отец, я все время с тобой, я тебе верен, и ты мне козленочка даже ни разу не дал с друзьями порадоваться. А этот вот твой сын, который промотал имение, вернулся, и ты ради него заколол вола”.

Мы с вами часто бываем в состоянии старшего брата. Мы ходим в храм, выполняем, что предписано, свечки ставим, записочки подаем. И вот какой-то человек появляется здесь, в храме, как-то быстро входит в его жизнь — и мы начинаем роптать: “Вот мы все время здесь, а это непонятно кто, с улицы пришел”. В чем разница между блудным сыном и верным? Сын, который согрешил, ощутил состояние своего падения, своей греховности. Он уже не смел даже произнести, что он является сыном. А тот сын, который знал, что он правильно поступает, ощущал себя как тот же фарисей. В чем главное различие между этими двумя братьями? Один согрешил, действительно — промотал имение, много чего сделал, наблудил. Но он понял, что не может без отца и без его любви. А тот, который вроде бы был рядом с отцом, обнаружил, что любви-то в нем и нет. В нем зависть, в нем сварливость. Ведь кто может быть ближе родного брата? Вернулся брат, который считался фактически погибшим, а радости нет, только зависть и злоба. Нет любви — вот что самое главное. И мы часто бываем как вот этот старший брат. Вроде бы всё выполняем, а любви-то не имеем. Наша душа блуждает где-то, даже во время службы какие-то свои дела делает.

Что такое блудный сын? Блуд — это в широком смысле обозначение того, что человек не цельный, не собранный. Он везде, где угодно, находится, только не там, где надо. Поэтому, братья и сестры, мы, подходя к будущему воскресенью, к Неделе о Страшном Суде, должны понять, где мы находимся, с каким мы братом. Мы действительно осознали глубину своего падения и чувствуем нужду в Боге — или мы считаем, что в общем всё правильно делаем, и вообще только добро делаем людям, а нам причиняют зло? Мы часто осуждаем других, говорим, что нас не любят, а сами мы любим. Но у самих-то нас любовь какая-то скудная. А нет любви — и всё теряет всякий смысл. Апостол Павел говорит: “Что бы я ни имел, но если я не буду иметь любви, я кимвал звучащий” (см.: 1 Кор. 13, 1). Без любви ничего невозможно сделать, потому что Бог есть Любовь. Если нет в нашем сердце любви, мы становимся как фарисеи, как вот этот старший брат. Если же мы почувствовали, что нуждаемся в Боге, то мы уже становимся на путь покаяния. А покаяние, дословно, это метанойя — изменение: не просто признание своей ошибки, а изменение состояния, изменение отношения ко греху, к тому, что нас делает чуждыми Богу.

То, что мы делаем в жизни, очень часто вредит нашей душе. Мы можем часами говорить по телефону, смотреть какие-то фильмы, а вечером помолиться сил уже нет. А утром — некогда, надо уже на работу. Что у нас в приоритете — наша душа, будущее, вечное или сиюминутное развлечение? Когда мы долго разговариваем, мы обязательно кого-нибудь осуждаем. “А ты слышала? Ты слышала? Ох, я такая-то, но уж на такое не способна!” И нам радостно. Это говорит о том, что мы занимаемся всем чем угодно и кем угодно, только не собой, не своей душой. Поэтому мы должны повнимательнее в эти подготовительные дни отнестись к тому, что происходит с нами, с нашей душой, с движением нашего сердца. Ум часто говорит одно, сердце — другое, а воля наша слабая вообще нас не держит, мы не можем сами с ней справиться без Божией помощи. Если мы осознаем, как блудный сын, что не можем без нашего Отца, и обратимся к Нему всей душой, то Он поможет нам поддержать нашу волю.  Слабые, немощные, мы находимся в состоянии изгнания из рая. Нет того прямого общения с Богом, которое было, оно разрушено, и только во Христе мы можем восстановить ту гармонию, которая была нарушена в результате грехопадения. По своей свободной воле мы можем войти в Божию стихию, в рай через Иисуса Христа. Мы, может быть, думаем, что это само собой произойдет — но нет, не произойдет. У человека должна быть решимость. Человек обладает великим даром: является носителем образа и подобия Божия. Образ Божий уподобляет нас нашему Творцу, когда мы добровольно нашу волю подчиняем Его всеблагой воле.

Бог желает нам спасения, любви и радости. Апостол Павел говорит, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1  Кор. 2, 9). Это неизреченная радость, состояние блаженства, которое ничем не может быть заменено. Человек, живя на земле, ищет какие-то утехи, чтобы заполнить эту пустоту, но ничто — никакие развлечения, никакие разговоры — не может заполнить того, что должно быть в человеческом сердце. В сердце человека должен быть Бог. Если мы будем пребывать в любви, то будем пребывать в Боге, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов (см.: 1 Ин. 4, 16). Пусть милость Божия пребывает с каждым из нас, пусть мы себя осознаём хоть и блудными, но детьми нашего Господа и Спасителя».