Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма, руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Саратовской епархии, председатель коллегии епархиальных отделов, курирующих вопросы социальной направленности, игумен Нектарий (Морозов); благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушин; благочинный Саратовского Северо-Западного округа, помощник епархиального архиерея по богослужебным вопросам, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Главным управлением МВД России по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений иерей Алексий Булеков; клирики храма иерей Павел Литвин, иерей Александр Яхонтов; помощник главы Саратовской митрополии, руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова, личный секретарь епархиального архиерея, благочинный крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), иеромонах Антоний (Галеминов); клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв; клирик храма диакон Иоанн Галкин.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством регента Натальи Дмитриевны Баландиной.
За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротесию во чтеца и иподиакона и хиротонию во диакона студента 3 курса СПДС Даниила Кучеренко.
Диакон Иоанн Галкин был удостоен права ношения двойного ораря.
«Сегодня мы слышали, как Господь насытил большое количество людей, имея совсем немного хлеба и рыбы,— сказал владыка в своем слове.— Это говорит о том, что Господь может сотворить любое чудо — с каждым из нас и со всем народом. Если нечего есть, Он может накормить, но в первую очередь Он может насытить душу, которая жаждет Святого Духа. Ведь Дух Святой является Источником жизни, Источником любви, Источником всякого блага. Человек вызван к бытию не для того, чтобы просто умереть, а для того, чтобы умереть для греха и совоскреснуть со Христом для новой жизни.
Мы очень любим осуждать, любим судить. Наш лукавый глаз чаще всего видит только плохое в других, а себя мы находим какими причинами оправдать. Когда что-то нам не удается в жизни, что-то складывается не по-нашему, мы всегда ищем виноватых — обвиняем либо наше начальство, либо родных и близких, либо соседей. Сейчас происходят очень страшные события, идут боевые действия на нашей территории, и мы все открываем новости, включаем телевизор и хотим услышать, когда все это закончится. А закончится это только тогда, когда мы обратим внимание на свою душу, потому что те обстоятельства, которые складываются вокруг нас, происходят из того, что совершается в нашей душе. Пришла беда, погибают люди — что в нашем обществе изменилось? Ночные клубы заполнены, концерты идут, разные телешоу продолжают показывать. И мы всё это смотрим, мы продолжаем жить обычной жизнью, как будто ничего не происходит. Это вроде как бы не про нас — а как это не про нас, когда гробы приходят сюда? А мы делаем вид, будто это нас не касается. Вот когда мы мобилизуемся духовно, тогда может что-то измениться. Все происходит из-за того, что мы отвернулись от Бога. Господь готов всегда нам помогать, но когда мы отворачиваемся, Он насильно не входит в нашу жизнь. Он дал нам свободу воли.
Мы задаемся сегодня вопросом: “Как то, что происходит, возможно на нашей земле, как такое можно было допустить?”. И опять же ищем виноватых. Простите меня, а кто делает аборты в таком громадном количестве? Люди погибают в боевых действиях, но сколько у нас родителей принимает решение убить ребенка! Кровь льется рекой каждый день. И эти убийства сейчас продолжаются как обычно, никто даже ничего не говорит. Опять же мы думаем, что это нас не касается. Но это касается всех.
Нельзя быть беспечным. И в первую очередь надо беспокоиться о своей душе. “Стяжи дух мирен,— говорит преподобный Серафим Саровский,— и вокруг тебя спасутся тысячи”. Если каждый человек начнет с себя, делая то, что можно делать на своем месте, по совести, исполняя свои обязанности христианина, то ситуация изменится. Мы все являемся учениками Христа и прежде всего должны в своей жизни воплощать закон любви. Если любви нет, можно что угодно говорить, делать — ничего хорошего не произойдет.
В любых обстоятельствах надо оставаться человеком. Человек приходит однажды в мир — и однажды уйдет и будет давать ответ не за то, что кто-то другой сделал, а за себя. Господь Бог дал нам разум, отличающий нас от животных, дал нам волю, хотя она после грехопадения находится в дисгармонии с разумом и с сердцем. Сердце желает одного, разум говорит о другом, а слабая воля делает третье. До грехопадения человек был цельным, потому что общался с Богом — Источником жизни. Грехопадением прародители эту гармонию нарушили. И вот теперь, когда пришел на землю Христос, Он дает каждому из нас возможность эту гармонию восстанавливать. Восстанавливаются отношения с Богом — восстанавливается единство сердца, разума и воли. Хотя мы все равно находимся в состоянии борьбы, на земле мы не можем достичь абсолютной гармонии. Но если мы идем по этой дороге за Христом, то когда мы переселимся в иное измерение, перейдем в состояние вечности, Господь нам даст полную гармонию. Так будет, если мы по своей свободной воле шли за Христом, нуждались в Нем, призывали Его в свою жизнь и старались воплощать заповедь любви. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). А мы можем сказать, что друг друга любим? Случись что-то не по-нашему, даже в храме, в очереди за крещенской водой, например,— и из нас такая любовь пойдет, что мало не покажется даже атеистам. Поэтому мы должны помнить: состояние дисгармонии, в котором мы находимся, может исцелить только Христос, но при условии, если мы Его впускаем по своей доброй воле, потому что если мы Его не хотим впускать, Он Свою заповедь о даровании человеку свободной воли не нарушает. Он хочет, чтобы люди сами были расположены к Нему, сами чувствовали нужду в Нем — если этого не происходит, то Господь в сердце человеческое не входит.
Апостол Павел нам приоткрывает, что не приходило то на сердце человеку, что Господь приготовил в вечности любящим Его (см.: 1 Кор. 2, 9). Он не может даже описать словами это состояние. Мы просто не представляем, что это такое — какая радость, какое блаженство, какое счастье, какая полнота жизни нас ждет с Богом в вечности. И поэтому, живя на земле, необходимо беспокоиться о земном, но в первую очередь надо заботиться о своей душе, которая перейдет в состояние вечности. После Последнего суда тела наши возвратятся нам, в ином качестве. Но если человек останется без Бога, то что он с этим телом будет делать? Человек в течение своей жизни был чуждым Богу — и останется чуждым потом, потому что навыка любви, навыка труда, милосердия не будет. Не потому, что Господь скажет: “Идите от Меня, проклятые” (Мф. 25, 41),— это же образ, притча. А потому что человек будет неспособен воспринять ту любовь и ту благодать, которая на него изливается. Он ее сам не принял здесь — и не сможет принять и там. Давайте, братья и сестры, об этом не забывать. Все необходимое нужно делать, но главное — помнить о том, что мы должны воплощать закон любви. Тогда всё остальное приложится».