4 декабря, в праздник Введения (Входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию во Введенском храме г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северо-Западного округа, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Главным управлением МВД России по Саратовской области и духовному окормлению его подразделений иерей Алексий Булеков; настоятель храма, руководитель епархиального отдела по духовному окормлению людей с ограниченными возможностями здоровья иерей Вячеслав Краснов; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии иерей Григорий Родихин; клирик храма иерей Григорий Мартынов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
По окончании Литургии было совершено славление, освящено коливо, возглашено многолетие.
В своем слове митрополит Игнатий сердечно поздравил собравшихся с престольным днем и напомнил, что сегодня завершается цикл двунадесятых праздников этого календарного года.
«Это день, когда Матерь Божия, будучи маленьким Ребенком, была введена во Святая Святых — как Та, Которая потом родит обетованного Мессию, обетованного Спасителя мира, — сказал владыка. — Спаситель дал христианскому роду такую Заступницу, Которая имеет особую любовь, особое попечение о каждом человеке. Материнская любовь действительно особая.
Ту молитву, которую мы поем — «Царице моя Преблагая…», — все знают наизусть, потому что мы чувствуем заступничество Пресвятой Богородицы, Ее материнскую любовь. У нас много в жизни боли, горечи, и Она знает об этой боли, потому что Сама во время земной жизни прошла через жуткие испытания — распятие Своего Пречистого Сына, Его страдания. Когда Симеон Богоприимец говорил Божией Матери о том, что Ей Самой оружие пройдет душу (см.: Лк. 2, 34), Она это запомнила и ждала. Она не знала, как это будет, но полностью доверяла Господу, доверяла Тому, Кого больше всего любила.
И нам нужно научиться этому доверию Богу, которого нам не хватает. Когда у нас все хорошо, мы довольны, счастливы — Бог для нас «где-то есть там» — и ладно. Когда же нам угрожает беда, мы начинаем вспоминать о Нем, молиться, а если что-то страшное происходит, то начинаем роптать, за что и почему. А нужно задать себе вопрос не «за что?», а «для чего?». Наверное, для нашего спасения, потому что мы не знаем Промысла Божия о каждом из нас. Человек, который доверяет Богу, даже самые скорбные обстоятельства должен научиться обращать во благо для спасения своей души и во благо тех, кто нас окружает».
«"Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил преподобный Серафим Саровский. Можно ведь даже ничего не говорить, а своим состоянием духа помочь другим. А состояние духа тогда у нас бывает правильным, когда мы впускаем в сердце нашего Спасителя.
Матерь Божия настолько была смиренной и кроткой, что в Нее вселился Спаситель мира. Есть у нас такое смирение? Нет, конечно. Но мы должны учиться и просить у Пресвятой Богородицы, чтобы Она научила нас смиряться. Смиряться — это не значит быть поломанным, раздавленным, смиренный человек — это очень сильный человек, у которого есть стержень. Гордый человек, вспыльчивый — это слабый человек. Человек, который имеет стержень, имеет мирный дух, имеет смирение. Быть смиренным — значит, несмотря на все скорбные обстоятельства, которые посещают нас, сохранять бодрость духа и стараться радоваться. Потому что ту радость, которую дает Господь, никто отнять не сможет. Поэтому давайте учиться у Пречистой Девы Марии смирению и той тихой радости, которую Она испытывала, когда слышала слово Божие, когда была рядом со Своим Сыном и когда уже проводила Его на небеса и ждала встречи с Ним.
Нас всех ждет встреча с нашим любимым Отцом, Который нам дал жизнь, вызвал нас к бытию, Который безмерно любит нас, любит так, что отдал Своего Единородного Сына, дабы мы имели возможность войти в Царство Божией любви. И это не может не радовать, не может не давать надежды, не может не давать веры, несмотря на то, что всё вроде бы плохо и не по-нашему. Господь нас ждет, Он распростёр Свои объятия с Креста и ожидает, когда мы к Нему пойдем. И рано или поздно мы все придем к Нему, только другой вопрос, с чем придем — с радостью встречи или с теми заботами, которыми мы все время заняты. Апостол Павел нам приоткрывает тайну, говорит, что не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Те радости, которые мы испытываем, даже духовные, — это лишь отголоски того состояния, к которому Господь призывает каждого из тех, кто стремится к Его любви».
«Кто любит своих ближних, тот любит и Бога, а кто не любит ближних, тот и Бога не может любить. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20) — говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ближние — это не только те люди, которые у нас дома, друзья, соседи, это все те, кто встречается нам на жизненном пути. И нуждающиеся люди, и те, которые нам преподают тот или иной урок. Мы вроде бы входим в состояние благости мира, чувствуем, что мы спокойны, смиренны, но стоит кому-то чуть-чуть задеть наше самолюбие, и мы начинаем гневаться, раздражаться, даже ненавидеть. Иногда человек в порыве гнева желает людям смерти и много чего другого. Это значит, что наше смирение — ложное. Когда человек ощущает благостное состояние, это не значит, что оно таковым и является. Гордыня — это то, из-за чего денница пал, и теперь он, конечно, пытается поразить ею каждого человека.
Поэтому надо учиться подлинному смирению, любви, надежде и вере. Я от всей души желаю, чтобы каждый из нас в этой земной жизни стремился к этой любви и ее получал. Многое зависит от нашего стремления, но мы сами не можем изменить себя. Однако если мы дадим действовать в нас воле Божией, если мы добровольно нашу греховную самолюбивую волю подчиним Его Божественной благой воле, то тогда Господь сможет войти в наше сердце и обитель в нас сотворить. Матерь Божия как чадолюбивая Мать желает каждому из нас спасения, поэтому если мы будем приближаться к Богу, значит будем становиться ближе и к Богородице», — заключил архиерей.
Затем была организована общая трапеза.