Его Высокопреосвященству сослужили  благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушин; руководитель историко-архивного отдела Саратовской епархии, настоятель храма иерей Кирилл Петрович; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, настоятель крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.

Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского собора г. Саратова под управлением регента Антонины Александровны Коньковой.

За Литургией была прочитана молитва о Святой Руси.

«Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем, — сказал владыка, обратившись к собравшимся со словом.— Сегодня мы слышали евангельскую притчу, которую Господь нам дает в назидание. Мы слышали о том, как один зажиточный человек жил в достатке. А рядом жил человек нищий — и у нас сейчас много таких людей, которые нуждаются, побираются. Есть среди них, конечно, и обманщики, но есть очень много действительно малоимущих, которые еле-еле сводят концы с концами.

Очень часто люди сегодня, когда слышат этот евангельский отрывок, думают, что это не совсем про них, поскольку не имеют того богатства, которое было у этого богача. Но вот в чем дело: здесь речь идет не только о материальном богатстве, но и о душевном. Есть люди счастливые, многодетные, у которых есть дети, внуки, они живут, может быть, не в большом достатке, но у них все хорошо в семье, на работе. А есть люди рядом, которые материально, может быть, даже покрепче, но они несчастны и очень нуждаются в любви, внимании, заботе. Тот богатый человек, наверное, иногда замечал, что лежит у ворот какой-то в струпьях бомж, проще выражаясь. Но ему дела до этого не было, потому что он занят был собой, своей жизнью, своими радостями, своими развлечениями. Так и у нас часто бывает: мы не хотим входить в горе другого человека. Может быть, мы, как фарисей, приходим в храм, ставим свечи, молимся за своих ближних, помогаем им, но Господь говорит: разве не то же делают и язычники, разве они своих близких не любят, не заботятся о них? Так что речь в этой притче идет про всех нас — про наше равнодушие, безразличие к тем, кто нас окружает и кто нуждается в любви.

Иногда человеку достаточно, чтобы его просто заметили как человека. Столько есть людей, которые вроде бы благополучны внешне, но несчастны внутри, одиноки. Бывает, что это ребенок: материально о нем заботятся — одевают, обувают, покупают дорогие телефоны, но он не чувствует, что с ним отец и мать, они как игрушку его воспринимают. Дали ему развлекаться, а ему нужно, чтобы его увидели, услышали, нужно почувствовать себя любимым в семье, желанным. Получается, взрослые откупаются подарками и заняты своими делами. Так же бывает и в отношении детей к пожилым родителям: вроде иногда позвонят, но дела особо до их беспокойств, переживаний, испытаний, чувства одиночества нет. Вот о чем речь сегодня идет! Это ведь притча, ее можно, конечно, и буквально воспринимать, но это только для тех, кто не может размышлять. А на самом деле речь здесь идет о сердце милующем, небезразличном. Сколько в мире горя, беды — но мы заняты собой, нам не хочется входить в печали других людей, потому что мы попросту эгоисты. Входить в горе другого — это значит сопереживать ему, это значит болеть душой.

Если мы ученики Христа, то мы следуем за Ним, а Он горести наших грехов, их последствия понес на Себе ради нашего спасения. Нужно помнить, что будет Последний суд, где каждый из нас будет спрошен не за то, как он молился, как постился. А будет спрошено, были ли мы людьми, отвечали ли мы любовью Богу, людям, навещали ли мы тех, кто находится в темнице, больных. Важно, насколько мы за время своей земной жизни смогли стать настоящими людьми, насколько мы смогли вместить заповедь Христа о любви. Любовь — это не какое-то восторженное чувство, радужные эмоции. Любовь — это готовность пожертвовать ради другого временем, своим внутренним комфортом, покоем, войти в горе другого. Когда Господь касается сердца, человек не может оставаться равнодушным ни к одному существу, которое на земле страждет. Господь так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного.

Когда богач оказался в аду, в муках, он увидел, что тот самый нищий Лазарь, который мучился при жизни, находится рядом с Авраамом в Царствии Божием. И он попросил, чтобы тот послал Лазаря омочить ему пальцы и остудить язык от жара, потому что этот богач мучился в геенне огненной. Но Авраам ему ответил, что это невозможно. Это внутренняя пропасть: богач был не готов войти в то состояние, в котором находился Лазарь. И дальше богач вновь обращается к Аврааму и говорит: «Пошли Лазаря, чтобы он предупредил братьев моих — дабы они увидели его, воскресшего, и уверовали, и покаялись, и не грешили, и не попали в это страшное место. То есть у богача даже остается еще какая-то любовь к ближним, он пытается найти способ их предупредить. Но Авраам говорит, что у них есть заповеди, пророки, и если они Моисею и заповедям не поверили, то даже если кто-то воскреснет, не уверуют. И мы видим в Евангелии подтверждение этих слов: те фарисеи, которые ходили за Христом, видели воскресшего Лазаря. Они понимали, что он не просто заснул летаргическим сном, а умер, и уже зловоние исходило. Очевидно было, что его вызвал обратно к жизни не просто какой-то лекарь — человек не может такого сделать. Но, несмотря на это, они пошли и доложили первосвященникам.

Царствие Божие принимается человеком не посредством внешнего чуда. Оно принимается сердцем. Христос не просто так после Своего воскресения не явился всем — Он явился тем, кто готов был принять Его в своем сердце. И если мы будем видеть множество чудес — мироточащие иконы и так далее, а сердце наше не будет готово, то мы тоже не примем Царствия Божия. Человек, который подвержен влиянию врага рода человеческого, найдет массу оправданий, всяких отговорок. Поэтому, дорогие братья и сестры, мы должны подумать о своей душе, задать себе вопрос: не являемся ли мы тем богачом по жизни, замечаем ли боль других, их страдания? Это евангельское слово ко всем нам обращено.

От всей души благодарю вас за сегодняшнюю совместную молитву, отца настоятеля — за пастырские труды, хор — за красивое стройное пение. Очень рад, что вы приходите в этот храм, составляете общину, семью православную. И нам надо еще, чтобы мы, выходя из храма, несли что-то иное, нежели обычные люди, — несли любовь, прощение. Враг рода человеческого не дремлет, и мы должны быть внимательны, стоять на посту, на страже своего сердца, своей души».

Завершился праздник общей трапезой во дворе храма, к которой присоединился и владыка Игнатий.