12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению игумен Нектарий (Морозов); благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушин; клирики храма иерей Сергий Харитонов и иерей Павел Литвин; заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; клирик храма диакон Иоанн Галкин.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Натальи Баландиной.
«Вот уже две седмицы Великого поста позади. И вот уже не так сложно воздерживаться в пище, наш организм привык, мы чувствуем себя гораздо лучше, — сказал в своем слове владыка Игнатий. — Но от еды отказаться относительно легко, а вот от того, чтобы поедать друг друга — гораздо сложнее. Если мы будем внимательно следить за движениями своего сердца, то заметим, что если человек не подходит под стандарты нашего представления о чем-то, то мы его мысленно осуждаем. И это в лучшем случае. А в худшем мы человеку выговариваем, предъявляем претензии, ссоримся с ним, испытываем неприязнь, раздражение. А всё это оттого, что мы занимаемся не собой, а другими. Если бы мы занимались собой, нам бы дела не было до осуждения других. Когда мы видим в других людях недостатки, нам следует относиться к этому так, что мы словно смотрим в зеркало. Если мы видим что-то несовершенное в других, значит мы сами практически всегда эти же несовершенства имеем.
Чтобы перестать осуждать людей, нам нужно себя понуждать к молитве, и не просто к молитве, а к молитве деятельной. Молитва ведь не просто произнесение слов, это всегда труд над собой. И это всегда сложно. Самый большой наш враг — это наш внутренний человек, горделивое, самостное «я»».
Архипастырь обратился к сегодняшнему евангельскому чтению — о том, как Господь исцелил расслабленного и простил ему грехи.
«Прежде, чем это исцеление произошло, ближним этого человека, которые веровали, пришлось потрудиться. Представьте ситуацию: пришел великий Учитель, Который может исцелить, помочь, и кругом народу так много, что пройти невозможно. А люди хотят исцелиться. Пришлось в чужом доме разобрать кровлю. Что такое разобрать кровлю в чужом жилище? Можно представить себе, какие могут быть последствия этого поступка — это не только труд, но и риск. Господь простил грехи этого расслабленного по такой горячей, деятельной вере его близких и исцелил его после того, как они потрудились. Так и нам нужно молиться не только за себя, но и за наших ближних. А иногда нам за них и потрудиться надо.
Помогая другим, мы помогаем себе, потому что Господь говорит, что человек вызван к бытию для вечной жизни в любви. А любовь — это не просто эмоции, нужно что-то делать. Нам нужно своей деятельной жизнью являть любовь, через молитву и труд. Молитва и труд — это два весла на том судне, которое может доставить человека к тихой пристани спасения. Если будет что-то одно, не будет молитвы или труда, то мы будем крутиться на месте, либо в одну сторону, либо в другую. И в Священном Писании об этом говорится — что вера без дел мертва (Иак. 2, 26).
Я от всей души желаю каждому из нас, чтобы мы были достойными последователями Христа и чтобы наш земной путь увенчался радостью встречи с нашим Господом и Спасителем. Если мы будем стремиться к этому, тот рубеж, который мы называем смертью, для нас не будет такой пропастью, как для многих. Для верующего человека, который уже здесь, живя на земле, сродняется с Господом, любящим Создателем, этот переход менее чувствителен. Безусловно, человек состоит из души и тела, и их временное разлучение — это тоже стресс, боль. Но тем не менее, если наша душа устремляется к любящему Отцу, то разрыв всегда бывает менее болезненным, а наипаче для праведных людей — это радость встречи.
Когда Господь придет во второй раз, Он нам вернет наши тела, только уже в ином состоянии. Мы помним, что Воскресший Христос являлся апостолам уже с воскресшей плотью, и она была иной. У Него были на руках язвы от гвоздей, всё было человеческое, но тело обладало иным качеством. И мы тоже получим такое тело при воскресении. Но здесь другой вопрос: для воскресения в жизнь вечную мы воскреснем со Христом или для вечного осуждения?
Я от всей души желаю, чтобы мы не оказались вне Бога, чтобы мы не очутились в преисподней, чтобы мы пребывали с любящим Отцом, Который пришел на землю ради нашего спасения. Даже ради одного-единственного человека Он бы приходил вновь и вновь, страдал бы на Кресте. Давайте не будем делать Его Жертву напрасной, будем следовать за Ним по жизни, нести свой крест безропотно. А если мы падаем, то вставать и идти дальше. Трудно представить человека, который идет в плохую погоду, падает в лужу и остается там лежать. Всякий здравомыслящий человек встанет, отряхнется и пойдет дальше. Так и мы должны стараться трудиться, понуждать себя, восставать каждый раз, когда падаем.
Есть такое святоотеческое выражение, что путь ко Христу — не от победы к победе, а от поражения к поражению. Но всякий раз, когда падаем, мы должны восставать и обращаться ко Господу за помощью, поддержкой, и Он на нас будет обильно изливать Свою любовь».