— Отец Олег, недавно была упразднена паломническая служба «Одигитрия», существовавшая прежде при Казанском храме города Саратова. Чем продиктовано это решение?
— Дело в том, что организация паломнических поездок — это дело собственно церковное: ведь в первую очередь, приглашая людей в паломничество, мы ставим перед собой задачу принести им пользу, способствовать их более глубокому воцерковлению, узнаванию христианской жизни. К сожалению, нередко бывает так, что этой работой начинают заниматься люди, от Церкви в сущности далекие, для которых разработать маршрут, заказать автобус, прорекламировать поездку, собрать в нее людей — это не элемент важного христианского делания, а, по сути, бизнес. И это, безусловно, неправильно: не может, не должна такая важная область захватываться бизнесменами, теми, для кого в данном вопросе главное — не польза духовная, а извлечение максимальной прибыли — не с целью, опять же, обратить ее на устроение церковной жизни, а с целью гораздо более прагматичной — личного обогащения.
Вот нечто подобное, к сожалению, получилось и с «Одигитрией». Когда мы познакомились с работой службы ближе, мы не могли не понять, что имеем дело именно с таким частным бизнесом, причем внешне рекламирующим себя именно в качестве чего-то сугубо церковного.
Результаты проведенной проверки убедили нас в том, что дальнейшее существование «Одигитрии» совершенно неоправданно, равно как невозможно и дальнейшее сотрудничество епархии с этой службой. В связи с чем с настоящего времени не благословляется размещение в храмах рекламы «Одигитрии», раздача визиток, распространение информации о какой-то деятельности в этом направлении ее сотрудников — в случае, если они все же решат продолжить свою работу уже в полном отрыве от Церкви в качестве частной, не паломнической, а туристической службы. Тем более не благословляется настоятелям приходов сотрудничество с бывшим руководителем епархиальной паломнической службы Геннадием Холодом, также давно ушедшим в свободное плавание и, по сути, занимающимся туристическим бизнесом.
Мы, кстати, не так давно были крайне удивлены, когда узнали, что он, совершенно светский человек, порой собирал с паломников пожертвования, на что, с какой целью — это остается тайной, покрытой мраком.
— Возможно, кому-то такое «наведение порядка» в сфере организации паломнической деятельности может показаться чрезмерно строгим…— На самом деле, строгости здесь нет никакой, а наведение порядка — да, соглашусь. По Федеральному закону № 125-ФЗ от 26.09.1997 (ред. от 29.12.2022) исключительное право организации и осуществления паломнической деятельности на территории нашей страны принадлежит религиозным организациям, а ни в коем случае не частным лицам или коммерческим компаниям. И мы лишь приводим общую ситуацию в соответствие с действующим законодательством, централизуя и упорядочивая эту работу.Этим и обусловлен указ правящего архиерея Саратовской епархии митрополита Игнатия № 63 от 27 марта 2023 года. В нем, в частности, говорится: «В соответствии с Положением о ведении Единого реестра паломнических служб Русской Православной Церкви (Постановление Священного Синода, журнал № 70 от 25.07.2020 г.) на территории Саратовской епархии действует епархиальная паломническая служба.В связи с вышеизложенным, деятельность паломнических служб и частных лиц, организующих паломнические поездки на территории Саратовской области, не вошедших в Единый реестр паломнических служб Русской Православной Церкви, является незаконной и, на основании решения Епархиального Совета от 24 марта 2023 года, подлежащей прекращению.В срок до 1 мая 2023 года приходским паломническим службам завершить запланированные и оплаченные в полном объеме коллективные паломнические поездки.Паломнические поездки, планируемые в сроки после 1 мая 2023 года, отменить, а внесенные паломниками пожертвования вернуть жертвователям в полном объеме».
— Можно ли ожидать, что теперь жителям Саратова и области отправиться в паломничество будет сложнее, нежели прежде?
— Нет, ни в коем случае. Всю нагрузку возьмет на себя епархиальная паломническая служба. Маршруты, к которым люди привыкли, безусловно, сохранятся и, возможно, в скором времени к ним присоединятся и многие другие.
Вся разница лишь в том, что до недавнего времени организация паломнических поездок носила дробный характер: этим занимался один приход, другой приход, частные лица, а теперь вся эта работа будет осуществляться исключительно епархиальной паломнической службой. Это должно благотворно сказаться на ее качестве, такова, в частности, одна из задач, поставленных перед нами владыкой.
И, конечно, используя епархиальные медийные ресурсы, связь с благочинными и настоятелями приходов, нам гораздо легче будет доводить информацию о поездках до сведения прихожан, а также получать от них обратную связь, что тоже очень важно в данном случае.
— Некоторые люди стремятся в паломничества, надеясь получить там какие-то судьбоносные ответы на вопросы о своих жизненных обстоятельствах, попасть на исповедь к известному духовнику, и именно по этой причине отправляются в один монастырь за другим. Насколько оправдана такая практика?
— Дело в том, что когда люди едут в паломничество, они едут прежде всего к той или иной святыне, к тому или иному святому, причем что-то о них они уже наверняка знают заранее. О священнике же, к которому человек обратится со своими судьбоносными вопросами, он, скорее всего, ничего не будет знать либо будет что-то знать понаслышке. И это как-то неразумно — ждать ответов на вопросы о важных и сложных для нас вещах от священника, которого мы видим в своей жизни впервые, духовный опыт которого нам неизвестен и у которого с большой вероятностью не окажется достаточно времени для того, чтобы вникнуть в суть наших проблем. Гораздо естественнее и правильнее, когда человек задает вопросы о своих обстоятельствах тому пастырю, у которого исповедуется регулярно. При том количестве храмов и духовенства, которое у нас в епархии есть сейчас, вполне можно найти священника, что называется, по душе.
И еще значимый момент: паломничество, на мой взгляд, это то, что не должно идти вразрез с нормальной приходской жизнью. Некоторые прихожане, например, стремятся уехать в какой-нибудь далекий монастырь на Пасху, на Рождество. Мне это представляется и странным, и неправильным. Ведь, скажем, на семейные праздники принято всем собираться дома, разделять радость друг с другом. А приход — это своего рода семья, и поэтому большие церковные праздники, конечно, лучше встречать в своем храме.
— Какие святые места в нашей стране Вы бы посоветовали в первую очередь посетить тем, кто начинает узнавать жизнь Церкви?
— Думаю, что поначалу стоит побывать в тех местах, до которых не очень далеко ехать и которые относительно легко достижимы. Для первой поездки из Саратова можно выбрать Дивеево — это относительно недолгий путь, благоустроенный монастырь и в то же время такое теплое и близкое знакомство с жизнью преподобного Серафима. Я знаю немало людей, жизнь которых изменилась именно после посещения Дивеевской обители. Также можно поехать в Троице-Сергиеву лавру, к преподобному Сергию — это немного подальше, но тоже часто бывает первым маршрутом новоначальных. Как и Покровский монастырь в Москве, где находятся мощи блаженной Матроны. Можно посоветовать, наверное, и Оптину пустынь, потому что жизнь и подвиг преподобных Оптинских старцев имеют совершенно особое значение для нашей Церкви. Если же рассматривать что-то совсем близкое к нам — это Соловцовка (Пензенская епархия), место служения священноисповедника Иоанна Оленевского. Тем же, у кого есть время и силы, было бы очень хорошо посетить Валаам, Соловки, а по пути поклониться святыням в самом Петербурге: побывать в Иоанновском монастыре на Карповке, где покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, в часовне блаженной Ксении. Безусловно, здесь можно идти от простого к сложному и со временем географию поездок расширять.