Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Северного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель Покровского собора г. Саратова иерей Олег Грушин; настоятель храма иерей Петр Пчелинцев; настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери с. Багаевка иерей Павел Пархоменко; заместитель секретаря Саратовского епархиального управления, руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Константина Кишова.
Владыка Игнатий поздравил собравшихся с престольным праздником храма и пояснил, что день памяти Сорока Севастийских мучеников часто выпадает на будний день, служится Литургия Преждеосвященных Даров, и в этом году праздник был перенесен со среды на вторник.
«Я подумал, что раз уж он переносится, то его следует в этом храме перенести на воскресный день, чтобы все желающие смогли прийти и помолиться на престольный праздник за Божественной литургией,— сказал владыка.— Крестопоклонная Неделя, когда в центре храма полагается крест, и страдальческая кончина Сорока мучеников духовно перекликаются с Крестом Христовым и с крестоношением каждого человека, потому что тот, кто уверовал во Христа и следует за Ним, всегда несет свой крест. Мы часто ропщем, что нам крест не по силам дан, что обстоятельства слишком уж непростые, но Господь никому не дает креста выше сил.
Что такое крест? Это жизненные обстоятельства, болезни, слабости, наши родные, соседи и все, кто встречается нам на жизненном пути. Господь нес Крест к месту, где Его распяли, как разбойника, за грехи всего человеческого рода. Всегда легче говорить, что Он пострадал за человеческий род, но Он не просто за человеческий род пострадал, а за каждого из нас лично. Необходимо понимать и чувствовать, что Господь, неся Свой Крест, несет тяжесть именно наших грехов, которые мы совершаем изо дня в день. И вот тогда, через призму этого осознания, мы научимся более терпеливо, безропотно нести свой жизненный крест.
Первый человек в раю согрешил, но когда пришел Христос на землю, Он дал нам возможность избавиться от вечной смерти. И нужно нести свой крест с любовью, с благодарностью нашему Создателю за то, что Он дал нам Себя в Жертву. Он призывает нас войти в Царство вечной любви. Мы должны нести бремя тех жизненных обстоятельств, которые нам ниспосланы, но многое зависит и от нас, потому что Господь наделил каждого свободной волей. И мы этой свободной волей пользуемся по своему собственному усмотрению — в добро ее употребляем или во зло, в жизнь или в смерть. Несмотря на любые обстоятельства, решения принимаем именно мы. Иногда нам кажется, что мы находимся под влиянием кого-то или чего-то — да, это возможно, но последнее слово все равно за нами».
Архипастырь напомнил, что Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, и каждая вызванная к бытию личность имеет огромную ценность перед лицом Божиим, Господь с каждым устанавливает личные отношения.
«Другой вопрос, что мы не всегда отзываемся на этот призыв личного общения со Христом,— добавил он. — Кто-то почувствует его в юности, кто-то — в глубокой старости, но Господь стучит в сердце каждого, и от нас зависит — отзываемся мы на этот призыв или не отзываемся. Этот стук бывает через голос совести, через жизненные обстоятельства, через беду и многое другое, потому что Господь желает, чтобы ни один человек не погиб. Давайте же не будем делать напрасной Жертву Христа.
Желаю, чтобы по молитвам Сорока мучеников Севастийских Господь помогал нам на жизненном пути нести свой крест. Они приняли мученическую кончину, и когда один отрекся, не выдержав мучений, Господь восполнил их число — среди гонителей один уверовал и встал рядом с ними в ледяное озеро, где они претерпевали страдание. У Бога всё возможно. Вспомним о двух разбойниках, которые были распяты рядом со Христом — один хулил Его, а другой молился. И за те часы, минуты, которые этот второй разбойник был рядом со Христом, он уверовал — и первым вошел в рай».
«У любого из нас есть возможность принести покаяние, на каждом из нас лежит большая ответственность за ту свободу, которую Господь нам даровал, и нам не надо ни на кого ее перекладывать, если что-то у нас не так получается. Нужно понимать, что мы сами, без Божией помощи, не можем ничего хорошего сделать. Но если мы добровольно обращаемся к Богу и стараемся подчинить свою грешную, слабую, немощную волю Его благой промыслительной воле, то с Богом возможно всё», — заключил митрополит Игнатий.
После Литургии было совершено славление, освящено коливо.